В Таро существуют две школы – французская и английская.
Эти две школы можно назвать родоначальниками более поздних школ.
За несколько лет, на их базе появляются три школы: Папюса, Кроули и Уайта, а в середине XX века Томберг возрождает четвертую школу – Марсельское Таро. Все исследователи опираются именно на материалы этих четырех школ, хотя есть еще несколько школ Таро, но они созданы для более узкого круга любителей. В этой статье я хочу сравнить именно классические школы и их традиционные колоды: Таро Папюса (школа Папюса), Таро Тота (школа Алистера Кроули), Таро Райдера-Уайта (школа Уайта) и Марсельское Таро.
Немного об этих колодах
Для начала расскажу немного о каждой колоде.
Таро Папюса – одна из самых знаменитых колод. Философская концепция колоды разработана Папюсом, известным оккультистом-каббалистом.
Таро Тота – разновидность карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей и египтологом, Фридой Харрис. Эту колоду вполне можно назвать учебником по Таро, так как, тщательно изучив ее, любой человек сможет без проблем понять практически все другие колоды. Новичку может быть, немного трудно работать с данной колодой, однако, в таком случае можно опираться на вспомогательную литературу, к примеру, вполне подойдет «Книга Тота» Алистера Кроули. Еще недавно данную книгу было трудно найти, но вот недавно издательство «Ганга» снова выпустило этот замечательнейший и фундаментальный труд Алистера Кроули. Отмечу, что вполне хорошей заменой этой книги может послужить книга Олега Телемского «Прыжок в бездну вершин. Азбука символа. Современный взгляд на Таро Алистера Кроули».
Таро Райдера-Уайта – Одна из самых популярных колод. Разработана Артуром Эдвардом Уайтом, знаменитым исследователем масонства, каббалы и мистических учений, видным членом Ордена «Золотой Зари». Под его руководством художница Памела Колиман-Смит нарисовала уникальную колоду карт, первым издателем которой был Уильям Райдер. Данная колода имела огромное влияние на последующих создателей Таро, которые зачастую просто создавали «клоны» одной и той же колоды (Золоченое Таро, Универсальное Таро и т.д.).
Марсельское Таро – собирательное название особого вида карт Таро. Сама колода происходит, скорее всего, из Италии, так как в ней фигурируют итальянские знаки мастей, а не из Франции, как возможно многие подумали, судя по названию. Во Франции эти карты производились лишь с XVII века, причем, не только в Марселе. Данная колода является самой старой из колод, которая имеет традиционный для нас строй.
Думаю, после такого ознакомления (хоть и достаточно поверхностного) мы можем перейти к сравнению карт и систем данных колод.
Для начала предлагаю сравнить Старший Аркан Таро №1 в этих колодах – Маг.
Как мы видим, в колоде Папюса Маг стоит перед каменным столом, на котором лежат три предмета: Кубок, Меч и Пентакль. Правая рука поднята, в ней он держит Жезл. Над головой – знак бесконечности.
По Кроули Маг движется, танцуя и жонглируя предметами. Над его головой находится Кадуцей Гермеса. Сам же он находится на вершине горы.
В колоде Райдера-Уайта Маг стоит перед столом с четырьмя предметами, как и у Папюса. Одно лишь различие в том, что у Мага два Жезла – один на столе, другой он держит в правой руке. Над головой – знак бесконечности.
В Марсельском Таро у Мага на столе множество предметов: на голове надета широкополая шляпа, поля которой похожи на знак бесконечности.
Как мы убедились, все колоды в данном случае повторяются, единственное отличие лишь в системе Кроули – его Маг не статичен, он находится в движении. Вообще у Кроули на самом деле очень много различий с традиционной системой, ведь колода гораздо новее трех остальных, она больше всех соответствует Новому Эону (Эре), о которой Кроули писал во многих своих трудах.
При сравнении Младших Арканов мы видим гораздо больше различий в системах.
Папюс: Младшие Арканы не «прорисованы», т.е. на них только цифры и символические знаки. К примеру, на карте «Двойка Кубков» будут просто нарисованы два кубка.
Кроули: Каждая карта в Младших Арканах имеет свое название, а также символический рисунок. К примеру, на Двойке Чаш нарисован лотос, из которого течет вода в две чаши. На карте присутствуют астрологические знаки: Венера и Рак. Сама карта называется «Любовь».
Уайт: Каждая карта имеет символическое значение, но отсутствует название. Однако, присутствуют изображения, рисунки в отличие от трех других колод. На Двойке Кубков мы видим, как юноша и девушка стоят друг напротив друга и держат в руках кубки, над которыми нарисован Кадуцей с Львиной головой наверху. (Однако, необходимо заметить, что у настоящего Герметического Кадуцея вместо львиной головы рисуют шар.
Марсельское Таро: Карты не «прорисованы». Например, на Двойке Кубков просто нарисованы 2 кубка.
Еще одно очень важное различие в школах Таро – это система соответствий Старших Арканов и каббалистических букв (правильнее сказать, древнееврейских). Буквы каббалы не всегда наносят на поверхность карты, но в книгах о Таро, о них обязательно пишут. Это дает возможность понять, в какой школе писалась книга или создавалась колода. Итак, продолжим сравнение.
Папюс: Так же, как и французская школа, считал, что Маг – первая карта Старших Арканов и именно этой карте, по их мнению, соответствовала первая буква древнееврейского алфавита – Алеф (‘alep). Соответственно, последующим картам соответствовали последующие буквы (Папессе – вторая буква, Бет; Императрице – третья буква, Гимел и т.д.). Но нулевому Аркану – Шут (который по всем законам логики должен быть первым) – соответствовала 21 буква – Шин.
Кроули: Кроули придерживался английской школы Мазерса, начиная отсчет с нулевого Аркана – Шут. Последующие карты соответствовали последующим буквам (Маг – Бет, Верховная Жрица – Гимел и т.д.).
Уайт: Артур Уайт следовал тому же рассуждению, что и Кроули. Но! Есть серьезное отличие в том, что Уайт поменял местами Старшие Арканы Правосудия и Силы (8 и 11 Арканы), а буквы каббалы, естественно, остались под теми же номерами. То есть если у Кроули Силе (11 Аркану) соответствовала буква Ламед, то у Уайта Сила находится под 8-м номером, и ей соответствует буква Тет. Неизвестно, почему он решил произвести такую замену. Сам же он что-то про это лепетал, но серьезных доводов так и не было.
Марсельское Таро: Эта система единственная, в которой отсутствуют соответствия между каббалой и Старшими Арканами.
Сдвижение букв каббалы значительно повлияло на значения карт, а из-за этого разница между системами стала еще более заметной.
Ну и под конец, рассмотрим с вами философский подход к дивинации у этих систем, который также показывает, насколько явными отличиями владеют они.
Папюс: придерживался египетской версии происхождения карт. Согласно его мнению, в Египет карты Таро попали из Атлантиды. При гадании таролог использует канал подключения к Высшему Разуму через эгрегор Исиды, которую Папюс считал Богиней Истины и Таро. Отсутствуют всяческие условия, такие как, ограничение в количестве вопросов, специальное вытягивание карт левой рукой и т.д.
Кроули: считал, что Таро расшифровывает сигналы нашего подсознания. Для облегчения работы с подсознанием, Кроули советовал вытаскивать карты левой рукой, находясь в медитативном состоянии. По Кроулианской системе не рекомендуется частое гадание на Таро, т.е. разрешается гадать только на действительно важные вопросы.
Уайт: воспринимал Таро, как систему во многом похожую на астрологические прогнозы. Подходил к изучению Таро больше, как ученый и психолог, так что в его системе не наблюдается специфической атрибутики и условностей.
Марсельское Таро: В данной системе есть два направления. В первом, Таро воспринимается, как исключительно инструмент для дивинации. Во втором направлении, которое было разработано Валентином Томбергом, Таро является ключом к Герметическим традициям. В его описании системы карты должны использоваться для медитации и магии, а не для гаданий.
Думаю, еще тщательнее изучив данные системы, мы найдем еще много отличий, но данная статья уже поможет вам выбрать ту колоду, системы которой вы придерживаетесь. Несмотря на все, по моему личному убеждению, нельзя четко следовать определенной системе, с ней полезно лишь ознакомиться и на ее основе создать собственный подход к Таро.